Evgeny (klonik69) wrote,
Evgeny
klonik69

ЧУДО НА НЕВЕ

Вчера сходили в кинотеатр на новый фильм Клинта Иствуда "Чудо на Гудзоне" с Томом Хэнксом в главной роли. Драма, основанная на реальных событиях, рассказывает историю о феноменальном лётчике Чесли Салленбергере, который семь лет назад, после отказа обоих двигателей, сумел посадить самолёт Airbus A320 с полутора сотнями пассажиров прямо на реку Гудзон.
Не думаю, что стоит давать историческую справку о событии января 2009-го - все, кто тогда уже был в сознательном возрасте, прекрасно помнят эти бесконечные новостные выпуски по всему миру и колоссальную шумиху вокруг одного человека - лётчика-героя, который только благодаря огромному опыту и твёрдой воле спас 155 человек, посадив огромный реактивный самолёт на реку посреди Нью-Йорка.



Но это не единственный случай в мире, когда самолет садился на воду, и не единственный, когда пассажиры остались живы — например, в 1963-м на Неву удачно сел самолет "Аэрофлота" Ту-124


Ту-124 был еще "сырой", недоработанной машиной, новым детищем туполевского КБ. 21 августа 1963 года самолет выполнял рейс Таллин-Москва. Командиром экипажа был Виктор Мостовой. После взлета обнаружилось, что одна стойка шасси не убирается (выпал шаровой болт, который потом нашли на взлетной полосе). В полете летчики пытались "выбить" заклинившее шасси, но ничего не помогло. По согласованию с землей экипаж решил делать аварийную посадку в Ленинграде. Самолет кружил над городом, сжигая лишнее топливо. Летчики все точно рассчитали, но прибор, который показывал наличие топлива, был неисправен и показывал, что горючее всё еще есть. Внезапно топливо закончилось: заглох один двигатель, потом другой.

В полной тишине машина неслась прямо на Исакиевский собор. Внизу блестела Нева. Командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, который ранее служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Самолет, снижаясь, пролетел на всего на четыре метра выше моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Чеченев перед приводнением грамотно приподнял нос самолета и не допустил его ухода под воду.

Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124.
Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы в том месте была около 13 метров. К счастью, по Неве шел буксир с командой из четырех человек и тащил сплавной плот. Капитан буксира Юрий Поршин велел отцепить трос от плота. Буксир подплыл к самолету и подтянул самолет к причалу у завода "Северный пресс", где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа.
Люди на набережной сначала опешили, увидев, как буксир подтаскивает к берегу самолет, а пассажиры по крылу сходят на сушу. Весь багаж пассажиров оказался в воде, и им на выходе выдали новые чемоданы. Пассажиры – сорок четыре человека, среди которых двое детей, – спустились через верхний люк, держа в руках одинаковые чемоданы.


Затем подошел другой пароход с водосливом и начал откачивать воду из самолета, но вода из пробоин прибывала и Ту-124 к утру затонул. На другой день под самолет подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней "Ленэкспо", к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.


Комиссия расследовавшая причины аварии приняла решение: машину списать из-за поломок. От нее отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом. Командира экипажа Виктора Мостового сразу отстранили от полетов. Никаких сообщениий об аварии в прессе не появлялось. Все сведения об этой аварийной посадке были сразу засекречены.

Известный писатель Василий Ардаматский побывал дома у командира экипажа Виктора Мостового и написал небольшой очерк, который был опубликован в газете "Известия". После этого "Аэрофлот" представил Виктора Мостового к ордену, а остальных членов экипажа - к медалям, но указ о награждении по каким-то причинам так и не был подписан. Правда, семьям командира и штурмана экипажа самолета выделили новые квартиры, а капитана буксира Поршина наградили Почетной грамотой и часами.

Виктор Мостовой даёт интервью.

В дальнейшем Виктор Мостовой опять вернулся к полетам и еще летал на туполевских самолетах до самой пенсии. В 1991 году он уехал с семьей в Израиль. Жил в городе Кирьят-Гат. Устроился на работу простым рабочим на местной текстильной фабрике. В начале 90-х статью о его подвиге из одной российской газеты перепечатали в израильском русскоязычном издании, потом перевели на иврит.
В 1997 году Виктор Мостовой умер от рака поджелудочной железы.

Вечная память лётчику-герою




Tags: СССР, авария, авиация, история, кино
Subscribe
Buy for 30 tokens
Примерно в 17 лет израильские ребята и девчонки получают приглашение явиться в военкомат. Оспорить его нельзя. К письму прилагаются купоны на автобус - забота о том, чтобы не пришлось добираться за свои деньги. На купонах написана дата того дня, когда их можно использовать, и если после поездки…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment