Evgeny (klonik69) wrote,
Evgeny
klonik69

"ПОДАРОК" СТАЛИНА ЕВРЕЯМ

Еврейская АО — один из самых странных российских регионов, что видно уже по её названию. В России есть национальные республики, есть автономные округа, есть края, есть просто области, но вот автономная область — одна единственная, причём её автономия весьма условна и сводится к собственному национальному языку, на котором никто нынче не говорит, да и представителей титульной нации в республике почти не осталось.



Евреи никогда не составляли в Еврейской автономной области большинства и даже не приближались к такому статусу, даже на пике энтузиазма по поводу предоставления нашему брату "первой в истории государственности".
Самая благоприятная для "титульной нации" перепись населения 1937 года насчитала в ЕАО 76.500 жителей, из них около 18 тыс. евреев (23,8%). Данные той переписи не пришлись по вкусу Сталину и были уничтожены, не осталось их даже в российских архивах, и лишь из Краткой еврейской энциклопедии (дополнение II) нам известна вышеприведенная фрагментарная информация.
Еврейская автономная область — это необычный регион, возникший не там, где народ жил, а там, где он мог бы жить, но по разным причинам не стал. Началось всё весной 1928 года, когда правительство СССР приняло решение «о заселении трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края». С 1934 года образована автономная область в составе Дальневосточного, а позднее Хабаровского края. Подлинно автономный статус на уровне отдельного российского региона она получила лишь в 1991 году после распада СССР.
Решение о создании Еврейской автономной области имело сложную геополитическую подоплёку. Во-первых, советское правительство решало таким образом проблему освоения дальневосточных земель, заселяя их коммунистически настроенными евреями взамен тоскующего по монархии приамурского казачества. Заодно укреплялась граница с Китаем, в начале 1930-х весьма беспокойная из-за нарастающего японского влияния в Маньчжурии. Во-вторых, создание еврейской национальной области было важным пропагандистским ходом на международной арене, где на тот момент о самостоятельном еврейском государстве велись лишь абстрактные разговоры. Предполагалось, что на Дальний Восток будут стекаться евреи со всего мира, и в начале 1930-х сюда действительно приезжали по нескольку тысяч человек в год. Многие, впрочем, сразу уезжали обратно, поскольку здесь в буквальном смысле слова ничего не было (первые каменные здания Биробиджана датируются 1934-35 гг.), да и климат совсем не располагал к земледелию. Районный центр Октябрьского района стал называться село Амурзет, что означает «Амурское земельное еврейское товарищество». С иностранными евреями было совсем туго, так как привлечение иммигрантов накладывалась на усиливающуюся с каждым годом шпиономанию, а те немногие, кто всё же решились переехать в СССР в начале 30-х, почти поголовно сгинули в годы репрессий.


Переселенцы в Биробиджан из Днепропетровска. 1935

Еврейская миграция на Дальний Восток носила в основном добровольный характер. По своим мотивам и результатам она чем-то похожа на хрущёвскую кампанию освоения целины. Трудно сказать, насколько религиозными были первые переселенцы, но похоже, что до конца 1940-х синагог здесь не существовало — даже подпольных. В биробиджанском краеведческом музее вам покажут богатую коллекцию обрядовых предметов, однако их происхождение не совсем ясно. Главной национальной чертой был язык — идиш даже учили в школе, да и по сей день он имеет официальный, но теперь уже сугубо формальный статус. Поначалу в Биробиджане текла активная культурная жизнь, хотя центром еврейской культуры город так и не стал: помешала малочисленность, ведь большинство евреев Советского Союза ехать на Дальний Восток не спешили. Пик доли еврейского населения приходится на 1940-е гг., когда, по разным оценкам, здесь было 15-20% евреев. Потом эта цифра начала уменьшаться: сначала плавно, а затем резко в связи с эмиграцией в Израиль. Сейчас в Еврейской АО живёт что-то около одного процента евреев — больше чем в среднем по стране, но меньше чем в Москве.


Станция Биробиджан. 1930-е годы
С конца 1940-х советское правительство уже не питало иллюзий ни по поводу автономии, ни по поводу добровольной миграции евреев на Дальний Восток. Виной тому было создание Израиля, да и настроения в верхах были на тот момент сильно антисемитскими. Развивать еврейскую культуру никто не спешил, идиш постепенно вышел из обращения. В 1960 году в Биробиджане сгорел еврейский театр, восстанавливать его не стали, хотя сам факт существования Еврейской АО регулярно использовался в политических целях как иллюстрация космополитизма и равноправия наций в Советском Союзе. Возможно, похожую роль область играет и сегодня — в середине 2000-х она благополучно пережила период слияния регионов, сохранив, в отличие от того же Агинского Бурятского автономного округа, свою автономию.


Синагога в Еврейске. Биробиджан.

На сегодняшний день евреи составляют около 1% населения области (1628 человек по переписи 2010 года). Можно уверенно предположить, что за прошедшие годы евреев в ЕАО стало не больше, а меньше. По данным переписи 2010 года, в ЕАО с общим населением 176 558 человек и еврейским населением 1628 человек владение идишем указали 97 человек, владение ивритом – 312 человек, владение еврейским языком без уточнения – 54 человека. Уже тогда китайский был полезнее идиша и иврита.

Фотографии современного Биробиджана










Tags: Россия, СССР, евреи, история, сталин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НЕ ПОДСТРИГСЯ

    До того как стать мега-популярным английский певец Дэвид Боуи принимал участие во множестве небольших британских групп. Одна из…

  • ИЗРАИЛЬ ВЫРАЗИЛ СОЖАЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ГИБЕЛЬЮ РОССИЯН

    В ЦАХАЛ (Армия Обороны Израиля) признали, что истребители ВВС Израиля атаковали сирийский военный объект, на котором находилось…

  • НАСТУПАЕТ СУДНЫЙ ДЕНЬ

    Завершается период Дней раскаяния — десяти дней между Рош а-Шана и Йом Кипурим — главным постом года, мрачным праздником. К этим…

promo klonik69 март 25, 12:00 2
Buy for 30 tokens
В Израиле, маленькой стране на Ближнем Востоке, есть много красивых и удивительных мест. И это не только всем известные Стена Плача или Храм Гроба Господня. Сегодня я хочу показать вам Парк подвесных мостов в Нешер, городе-спутнике Хайфы. Парк занимает площадь в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments