Evgeny (klonik69) wrote,
Evgeny
klonik69

ТРАГИЧЕСКИЙ РЕЙС "МЕФКУРА"

5 августа 1944 года турецкая двухмачтовая парусно-моторная шхуна «Мефкура» (Mefkura, вместимость 53 брт, водоизмещение 120 тонн), вместе с двумя другими судами «Морина» и «Бюль-бюль», отплыла из румынского порта Констанца в Палестину. Каждое из судов приняло на борт от 300 до 400 мигрантов. На борту «Мефкуры» было около 300 пассажиров, в основном евреев, стремившихся покинуть Румынию, Венгрию и Польшу. Суда шли под румынским флагом (Румыния находилась в состоянии войны с СССР), без навигационных огней.


Подлодка Щ-215

Выход из порта Констанцы и проход через минные поля все три судна начали перед рассветом под эскортом немецкой лодки.
Примерно в 25 милях к северо-востоку от турецкого порта Иганда в Босфоре ночью 5 августа 1944 года «Мефкура» была атакована и потоплена артиллерией советской подводной лодки Щ-215 (командир -  капитан 3 ранга А. И. Стрижак).
Официальная советская версия гласит:
«Следуя в ночь на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой границы, Стрижак обнаружил небольшое судно, на котором, по его наблюдениям, находилось около 200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его принадлежности, командир приказал открыть огонь. В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а ею оказалась турецкая „Мефкуре“, 53 брт) затонула».
Подводники не только не понесли никакого наказания за потопленую шхуну, но, напротив, были награждены. Показателен тот факт, что германские военные суда не только позволили «Мефкуре» беспрепятственно выйти в нейтральные воды, но и обеспечили ей безопасный проход через минные поля.

Александр Иванович Стрижак
Капитан и 6 членов экипажа бежали в спасательной шлюпке, а из 320 мигрантов смогли спастись только пятеро. Их подобрало подошедшее вскоре судно «Бюль-бюль». Среди спасшихся были 2 польских офицера. Пассажиры «Бюль-бюля» и «Морины» достигли Турции и продолжили путь по суше. В результате этой тайной операции из 1016 мигрантов прибыли в Палестину 706.
Следует заметить, что пароходы с евреями  исправно отплывали из Румынии на протяжении всей войны - этот канал эмиграции действовал для всех европейских евреев.  Регулярные челночные морские рейсы на маршруте Румыния-Палестина  согласовывались с политикой немцев о выселении евреев в Палестину, поэтому немцы  не чинили препятствий отъезжающим и даже способствовали им. Единственное ограничение  евреи установили себе сами - им нельзя было садиться на пароход в субботу.
Однако, эмиграция через Румынию не всегда происходила удачно. 24 февраля 1942 советская подлодка Щ-213 (командир - старший лейтенант Д.М. Денежко) выпустила торпеду по "крупному транспорту под болгарским флагом". Как оказалось, в результате этого выстрела на дно отправился болгарский пароход "Струма" (257 брт), зафрахтованный для перевозки евреев-эмигрантов из Румынии в Палестину, на его борту погибло 767 эмигрантов и 10 членов экипажа, спасся лишь 1 человек.

Адольф Эйхман
Историки в Израиле не любят это афишировать, но вся деятельность небезызвестного Адольфа Эйхмана была направлена на содействие эмиграции евреев в Палестину  - и в этом ему всячески способствовали еврейские функционеры-сионисты, а он всеми силами помогал им, например, фрахтовать пароходы и выделять им сопровождение.
Кстати, сионистским эмиссарам предоставлялось право «отбирать молодых еврейских пионеров» для переселения в Палестину среди заключенных концлагерей.
На суде в 1961 г. в Израиле Эйхман описал характер своей деятельности так:
"Я получил приказ составить расписание депортаций, учитывая все, что с этой задачей было связано".
Не менее красноречиво высказалась его жена:
"Мой муж боролся за еврейский народ и помогал всякий раз, когда помощь была необходима. ... Он просто отвечал за эмиграцию".
Но проблема была не в том, что немцы не разрешали евреям выезжать, проблема была в том, что евреев нигде не хотели принимать...
Как правило, суда из Румынии шли на Стамбул с тем, чтобы там, в английском консульстве, получить сертификаты на въезд в Палестину - в пределах установленной англичанами квоты. Многие из оплывающих евреев уже имели на руках официальные документы об иностранном подданстве.

В Израиле помнят об этой трагедии.  Мемориальная доска установлена в лесу Праведников у речки Кесалон,  памятники погибшим евреям с судна «Мефкура» установлены также в Ашдоде,  в музее беженцев-репатриантов в Атлите, в парке в Петах-Тикве, на улице Черниховский в Бат-Яме.
Есть памятник и   на кладбище «Giurgiului» в Румынии к югу от Бухареста.
Израильский режиссер Рами Родан  об этой трагедии евреев-беженцев  снял фильм  «Судно Мефкура».

Tags: Холокост, война, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Холокост” Tag

  • СЕМЬЯ ДЕДУШКИ ШАИ

    Мой дедушка со стороны мамы (в нижнем ряду посередине) родился в 1912 году в небольшом белорусском городке Горки. Повзрослев,…

  • АЛЬБОМ ИЗ ОСВЕНЦИМА

    Завтра, 12-го апреля, ровно в 10 часов утра по всему Израилю зазвучит вой сирены, во время которой замрёт вся страна, и граждане…

  • КРОВАВЫЕ СТРАНИЦЫ ХОЛОКОСТА. ПОГРОМ В ЯССАХ

    До начала Второй мирой войны население румынского города Яссы составляло 100 000 человек, из которых евреев было около 45…

promo nemihail 19:01, yesterday 73
Buy for 40 tokens
Послушал я предложения Варламова, если кто ещё не в курсе, то Илья собрался в мэры Москвы, чтобы с большой трибуны декларировать новую градостроительную политику города. И знаете, что я понял? Илья немного опоздал. Многое из того, что Илья заявляет, уже есть на повестке и будет реализовано в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments