Исполнение этой заповеди (а в шалаше нужно не только сидеть, но еще и есть, пить и даже спать) призвано напоминать нам об исходе евреев из Египта, ведь на пути из египетского рабства в свою страну евреи жили именно в подобных шатрах-шалашах.
В последние годы настоящая конкуренция развернулась вокруг вопроса, какой из праздничных шалашей может считаться самым большим в Израиле, да и во всем мире. Первыми в бой вступили вижницкие хасиды. Еще в начале 2000-х году они стали ежегодно строить в Бней-Браке сооружение колоссальных размеров, в которое каждый вечер набивалось не менее 5000 человек. Более того, эти тысячи не только спокойно сидели на специальных 15-уровневых трибунах, но и на определенном этапе начинали прыгать в такт музыке, а затем и вовсе пускались в пляс.
В 2011 году движение ХАБАД объявило о запуске самого большого в Израиле мобильного шалаша, который в течение Суккота колесил по Самарии. С тех пор в дни праздника десятки автомобилей, кузова или прицепы которых оборудованы небольшими праздничными шалашами, снуют по всей стране. Цель хабадников проста: добраться в самые удаленные и малонаселенные уголки Израиля, чтобы предоставить возможность любому желающему выполнить заповедь пребывания в шалаше.
Год спустя гигантомания охватила иерусалимский муниципалитет. На площади у мэрии воздвигли шалаш площадью 1000 квадратных метров, все украшения которого были сделаны из использованных пластиковых бутылок. В дело шло абсолютно все, включая даже крышечки. Промышленному дизайнеру Хадас Ицкович потребовалось для этого ни много ни мало 24 тысячи полуторалитровых бутылок.
А еще через год пришел черед частного сектора. Гостиница "Гранд Корт" обзавелась собственным праздничным шалашом, для сооружения и оснащения которого потребовалось 700 килограммов пальмовых ветвей, сотни фанерных плит, полтысячи опорных шестов и 180 ламп. Поскольку постояльцы "Гранд Корта" не привыкли к тесноте, свойственной хасидским празднованиям, трапезничать в нем могли одновременно "только" 500 человек. Разумеется, пиарщики гостиницы поспешили назвать свой шалаш самым крупным в стране и пообещали зафиксировать этот факт в Книге рекордов Гиннесса.
К празднику еврей должен обзавестись не только шалашом, но и четырьмя видами растений, которые олицетворяют разные части еврейской общины. Цитрусовый плод этрог, пальмовые листья, веточки мирта и ивовые ветки можно раздобыть, где угодно, но обычно их покупают на специальных "Рынках четырех видов", которые появляются перед Суккотом во всех израильских городах. Самый красочный из таких рынков находится в иерусалимском ортодоксальном районе Меа Шеарим. Помимо израильтян здесь много туристов, приходящих поглазеть на красочное и непонятное зрелище.
Наиболее тщательно покупатели выбирают подходящий этрог, многие даже разглядывают плоды через лупу, чтобы удостовериться в абсолютной чистоте кожуры и отсутствии пятен и повреждений. Идеальный этрог может стоит сотни, а то и тысячи шекелей. Кроме того в разных еврейских общинах сформировались разные традиции: евреи из Йемена хранят верность йеменскому сорту этрога (он особенно велик), выходцы из Марокко предпочитают марокканские этроги, а приверженцы ХАБАДа – этроги из Калабрии. Доходит до того, что израильской таможне приходится предотвращать попытки контрабандного ввоза этих плодов, поэтому перед праздником прибывающих из Марокко и Италии пассажиров проверяют внимательнее обычного.
Хотя еврейский взгляд на мир придерживается главенства внутреннего содержания над внешней оболочкой, исполнение любой заповеди должно быть красивым. Поэтому и сукку принято украшать. Каждый делает это по-своему: кто-то ограничивается гирляндами, а кто-то мастерит внутреннее убранство из бамбука. В наше время нельзя обойтись без соревновательного духа – каждый год проводятся городские, а порой и общеизраильские конкурсы, чтобы выявить самый красивый шалаш. В прошлом году самым красивым шалашом Ашдода был признан шалаш семьи Турджеман – он весь был драпирован ярчайшими тканями, специально привезенными из Марокко.
По красочности с суккой Турджеманов могут соперничать только шалаши самарийцев. В отличие от евреев они сооружают их внутри домов, поэтому у них нет стен, зато крыши шалашей выкладывают непрерывными рядами разноцветных фруктов (апельсинов, яблок, гранат и пр.). Что похвально, после праздника все фрукты жертвуют нуждающимся.
В связи с этим, стоит заметить, что Суккот недаром считается еще и праздником сбора урожая. Так уж устроены "биологические часы" Земли Израиля, что именно в это время завершается сбор ее основных плодов. Особенно это заметно в израильских кибуцах, которые по-прежнему живут сельским хозяйством. Так, в южном кибуце Яхель в Суккот традиционно отмечают завершение сбора фиников. Происходит это, конечно, в праздничном шалаше, покрытом ветвями финиковых пальм.
В последние годы сформировались новые израильские традиции Суккота. Одной из них стал Иерусалимский парад. Праздничное шествие в поддержку израильской столицы проводится с 1955 года и состоит из двух основных частей. Первая – спортивно-походная – заключается в прогулке из окрестностей Иерусалима в городской центр. Вторая – празднично-развлекательная – представляет из себя парадное шествие десятков тысяч участников по основным магистралям столицы. Свои колонны на парад направляют самые разные движения и организации, но наиболее колоритны гости из-за границы. Выразить свою солидарность с Израилем приезжают делегации христиан из разных стран мира, от Японии и Кореи до Бразилии и Африки, и уж они-то и придают настоящий карнавальный дух всему действу.
Длительная продолжительность праздника превратила его в "Праздник фестивалей". Десятки, а то и сотни фестивальных мероприятий заставляют ломать голову над вопросом, как посетить максимальное число событий. Вот лишь несколько примеров того, что ждет израильтян и гостей Израиля в Суккот в нынешнем году: международный кинофестиваль в Хайфе, музыкальный фестиваль в Ришон ле-Ционе, фестиваль мастеров в Биньямине, фестиваль вокальной музыки в Абу Гоше, фестиваль "Тамар" на Мертвом море, фестиваль альтернативного театра в Акко, велопробег Тель-Авиву, фестиваль детского театра "Большая магия", фестивали винного урожая и даже фестиваль воздушных шаров…
источник
Journal information