Evgeny (klonik69) wrote,
Evgeny
klonik69

ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ


Погром-это нападения окружающего населения на евреев с целью убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов. Хотя погромы сопровождали всю жизнь евреев в галуте, в новой истории они получили особенное распространение в России, поэтому рус. слово "погром" вошло в большинство европ. языков.




Первые погромы произошли в 1821, 1859, 1871 в Одессе и в 1862 в Аккермане (Белгород-Днестровский). Их основными участниками были местные греки. Погромы 1881-83 гг. впервые приобрели массовый характер, охватив большую терр. на юге и юго-востоке Украины.
Погромы начались в ночь с 15 на 16 апр. 1881 в Елисаветграде (Кировоград) во время православной Пасхи. В них участвовали мещане, деклассированные элементы и крестьяне окрестных сел, прибывшие в город после начала погромов для грабежа евр. имущества. Было разграблено большое кол-во евр. домов и магазинов, один еврей убит. Погром был подавлен 17 апр. войсками, стрелявшими в толпу громил. Вслед за Елисаветградом погромы произошли в ряде окрестных деревень и местечек, после чего перекинулись в Херсон, губ. (Березовка, 25 апр., Ананьев, 27 апр.). 26 апр. вспыхнул погром в Киеве, который по кол-ву разгромленных евр. домов и магазинов (более тысячи) и по числу жертв (неск. евреев было убито и ок. 20 женщин изнасиловано) был самым жестоким из погромов 1881. В кон. апр. - нач. мая 1881 погромы произошли в 50 мест, и селах Киев, губернии. Наиболее разрушительным был погромы в местечке Смела, во время которого в близлежащей деревне был убит семилетний еврейский мальчик за отказ осенить себя крестным знамением.



Погромы произошли в Жмеринке Подольской губ., в ряде нас. пунктов Чернигов, губ.; наиболее разрушительным из них был погром в Конотопе (27-29 апр.; один еврей был убит), где евреи предприняли попытку организовать самооборону. Антиевр. беспорядки вспыхнули в ряде нас. пунктов Волынской губ. В нач. мая произошли погромы в г. Александровске Екатеринославской губ. (1 мая), в г. Ромны Полтав. губ. (3 мая), в г. Орехове (4-5 мая) и в неск. деревнях Таврической губ. Были совершены нападения на евр. с.-х. колонии в Екатеринославской и Таврической губ. (4-5 мая). Три дня (3-5 мая) продолжался погром в Одессе; здесь погромщикам противостояли отряды евр. самообороны (в осн. из студентов Новороссийского унта), к-рым удалось защитить ряд евр. кварталов в центре города. В июне-июле погромы охватили Полтав. губ.: Борисполь (12 июня), Переяслав (30 июня и 2 июля), Нежин (20-22 июля). В погромах кроме местных жителей активно участвовали крестьяне. В Нежине войска остановили погромы, открыв огонь по толпе крестьян-погромщиков; несколько человек было убито и ранено.


13 дек. 1881 в день католич. Рождества начался погром в Варшаве, явно инспирированный русскими властями. Отмечалось, что среди руководителей погромов были люди, говорившие по-русски, а разгромом евр. домов и магазинов занимались рус. солдаты. Из поляков в погромах участвовали в основном низы общества, в то время как представители польской интеллигенции резко его осуждали, а ксендзы ходили по улицам и уговаривали погромщиков разойтись. Только на третий день погромы был остановлен войсками (разгромлено ок. 1,5 тыс. евр. квартир и др. помещений, ранено 24 чел.).
 В 1882 погромы вновь произошли в неск. нас. пунктах Подольской и Херсонской губ.; наиболее кровавый из них разразился на Пасху в Балте, где к погромщикам присоединились солдаты. Представители гражданских и военных властей отдали войскам приказ прекратить погромы только на третий день (неск. евреев было убито, сотни ранены, мн. женщины изнасилованы).
В результате погромов 1881-82 началась эмиграция евреев из России; за короткий срок страну покинуло несколько десятков тыс. чел. Многие представители еврейской интеллигенции, в т.ч. такие известные писатели и публицисты, как Л. Пинскер, М. Лилиенблюм, П.Смоленскин, Л. Леванда, выступавшие ранее за ассимиляцию или отстаивавшие идею культурной автономии евреев в диаспоре, коренным образом пересмотрели свои позиции и стали убежденными сторонниками национального возрождения евр. народа на его исторической родине - в Эрец-Исраэль. Во многих городах России, Польши, Румынии и др. стран возникли кружки Ховевей Цион (см. также Сионизм), члены которых провозгласили своей конечной целью переселение в Эрец-Исраэль. Некоторые из них осуществили это намерение на практике, положив тем самым начало первой в новое время массовой алие.


 Граф Д.Толстой, назначенный в мае 1882 мин. внутр. дел, был решительным противником погромов и в правительственном циркуляре от 9 июня 1882 заявил, что вся ответственность за прекращение антиевр. беспорядков возлагается на губернаторов. Количествово погромов сократилось; когда в 1883 они вспыхнули в Екатеринославе, Кривом Роге и Ростове-на-Дону, власти приняли решительные меры для их подавления (в Ростове казаки открыли стрельбу по погромщикам вскоре после начала погромов). 7 июня 1884 произошел погром в Нижнем Новгороде (см. Горький), где евр. население было немногочисленным; хотя основной целью этого погрома были грабежи, в ходе его погибло 9 чел. По заявлению губернатора "... в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев".



В 1890-х гг. погромы возобновились. В Стародубе (Чернигов, губ.) 29 сент. 1891 произошел погром, основными участниками к-рого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1897 в местечке Шпола Киев. губ. (18-19 фев.) и местечке Кантакузенка Херсон, губ. (16-17 апр.) местное население разгромило магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, но губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19-21 апр. 1899 во время православной Пасхи произошел трехдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погромы в Ченстохове в 1902 была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.



6-7 апр. 1903, в дни православной Пасхи, произошел погром в Кишиневе, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими юдофобскими статьями в газете "Бессарабец", редактировавшейся П.Крушеваном. В организации этого погрома прямо обвиняли также В.Плеве, неоднократно заявлявшего, что "евреев надо проучить". Погромщики совершали зверства, невиданные со времен средневековья; кол-во жертв (убито 49 и ранено 586 чел.) было беспрецедентным. Евр. орг-ции России и др. стран оказали пострадавшим от погромов значительную материальную помощь. Х. Бялик, посетивший Кишинев для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму "Бе-'ир ха-харега" ("Сказание о погроме"). Кишиневские погромы осудили также мн. представители рус. интеллигенции (напр., Л.Толстой, В. Короленко).


 После Кишинев. погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 авг. - 1 сент. 1903. В авг.-сент. 1904 в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии погромы учиняли новобранцы, призванные на русско-японскую войну. Особенно жестоким был погром в Г.Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Иом-Киппур и зверски избила молящихся (ок. 20 евреев погибли).


В период рус. революции 1905-07 первый погром произошел в Мелитополе 18-19 апр. 1905. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодежи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апр. прибывшие войска прекратили погром.



Поводом к погрому 22 апр. 1905 в Симферополе послужил слух об осквернении евр. мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен евр. самообороной и войсками. Трехдневный погром в Житомире по своим размерам (ок. 20 евреев убито в самом Житомире, 10 - в Троянове, несколько - в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом якобы стреляли в царский портрет; солдаты защищали громил и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов в окт. 1905.



26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске (см. Брест) солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. 30 июня солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 50 чел. было убито. Поводом к погромам послужила бомба, брошенная анархистом-боевиком в военный патруль. Погром, начавшийся вечером 20 июля в Екатеринославе, был прекращен евр. самообороной (один чел. погиб). В конце июля произошел погром за пределами черты оседлости, в г.Макарьеве Нижегород. губ. В Керчи 31 июля патриотичская демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в евр. погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них - русский православный гимназист П.Кирилленко). В погромах наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа евр. имущества. Вслед за Керчью произошел погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.


 После опубликования царского манифеста от 17 окт. 1905 крупнейшие в истории царской России евр. погромы, продолжавшиеся до 29 окт., охватили 660 нас. пунктов, в основном в южных и юго-западных губерниях черты оседлости. В Польше и Литве погромов не было, в Белоруссии зарегистрированы единичные случаи. 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против всех прогрессивных элементов общества.



Наибольшее число погромов произошло в Чернигов, губ. Во время октябрьских погромов 1905 было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн. рублей. В Одессе погибло св. 400 евреев, в Ростове-на-Дону - св. 150, в Екатеринославе - 67, Минске - 54, в Симферополе - св. 40, в Орше - св. 30. В некоторых городах, напр., в Юзовке (ныне Донецк), Киеве, Саратове число жертв было очень велико, но точные сведения отсутствуют. Во многих местах избиения и убийства евреев носили зверский характер. В Юзовке участников демонстрации, пришедших сообщить рабочим о Манифесте 17 окт., живыми бросали в доменные печи. В Одессе малолетних детей выбрасывали с верхних этажей на мостовую или убивали, размозжив голову о стену. Под Тирасполем на ж.-д. станции рабочие и солдаты выволакивали евреев из поезда; было убито 12 чел., в т.ч. трое детей.


 Погромы, как правило, происходили по одному сценарию. 18 окт., сразу же после прочтения Манифеста, стихийно начинались демонстрации сторонников левых партий и движений, праздновавших получение свобод (в районах черты оседлости большинство демонстрантов были евреями). В противовес им полиция организовывала патриотич. шествия с национальными флагами и портретами царя. В них в основном участвовали чернорабочие, мелкие лавочники, хулиганы, которые направлялись на разгром демонстраций; затем избиение перерастало в погром. Поводом к ним часто служили намеренно распускавшиеся ложные слухи (например, в Киеве евреев обвинили в том, что они разорвали царские портреты в здании гор. Думы, в Екатеринославе - в том, что они ходили по улицам и собирали деньги на гроб царя).


 В организации и проведении погромов важную роль сыграли власти, как военные, так и гражданские, как местные, так и центральные. В департаменте полиции была оборудована типография, печатавшая погромные прокламации, обращенные к армии и населению. Руководитель типографии ротмистр М.Комиссаров откровенно говорил: "Погром устроить можно какой угодно, хотите - на 10 человек, хотите - на 10 тыс." Погромные воззвания печатались и на местах. Из представителей центр, властей наиболее отличился в организации погромов Д.Трепов, любимец Николая II, зав. полицией и командующий отд. корпусом жандармов, а с 26 окт. 1905 дворцовый комендант; князь С.Урусов в речи в Первой Думе государственной прямо назвал его погромщиком. Многие местные начальники советовались по поводу устройства евр. погромов непосредственно с Д.Треповым, минуя пр-во С.Витте.


В Одессе ген.-губернатор А.Каульбарс, приказавший войскам использовать для подавления евр. самообороны все виды оружия вплоть до артиллерии, в речи к офицерам полиции заявил: "Нужно признать, что все мы в душе сочувствуем этому погрому". В Киеве начальник одного из отделов охраны города, на глазах к-рого происходил погром, напутствовал его участников: "Громить можно, но грабить не следует", а полицмейстер города Цеховский кричал с балкона здания Киевской гор. Думы: "Бей жидов, грабь, ломай!". Полицмейстер Орши Модзалевский приказал крестьянам явиться в город с холодным оружием для погромов и грозил им в случае отказа штрафом в 30 руб. В Кременчуге полицмейстер Иванов указывал, какие дома громить, а какие нет, говорил христианам: "Не прячьте евреев в своих домах, выдавайте их. С жидами нужно раз и навсегда расправиться". Многие офицеры и рядовые полицейские не только не препятствовали погромам, но и принимали в них участие.
Сенатор А.Кузминский, проводивший расследование действий одесских властей во время погрома, принял решение об отдаче под суд за участие в погромах 41 полицейского, в т.ч. многих офицеров. Некоторые полицейские чины откровенно говорили во время погрома, что "лучше было бы вырезать всех евреев". Войска, присутствовавшие на улицах во время погромов, как правило, не мешали погромщикам. Они обстреливали только дома, откуда вела огонь евр. самооборона, а затем принимали участие в разгроме таких домов (Киев, Одесса, Ростов). Как доказали отчеты сенатской комиссии, в Киеве и Одессе полицейские и погромщики часто сами стреляли из еврейских. домов, чтобы спровоцировать солдат громить их. В Орше солдаты составляли большинство участников погрома, а в Минске войска расстреляли мирный евр. митинг на территории вокзала. Отряды самообороны не могли противостоять регулярным войскам, но там, где они не помогали погромщикам, самооборона быстро останавливала погром (Борисоглебск, Витебск). Если войска действовали против погромщиков, погром также удавалось быстро прекратить ('Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Херсон).



 Организуя погромы, русские  власти стремились показать всему миру, что в революции участвуют только евреи, а широкие народные  массы поддерживают самодержавие. Власти хотели физически уничтожить как можно больше евреев, а также своих противников из числа рабочих и интеллигентов. Этот замысел удался во многом потому, что широкие массы населения в русских и украинских городах и селах были юдофобски настроены и охотно приняли участие в погроме. В то же время в самом правительстве были решительные противники погрома: гл. пр-ва С.Витте и мин. внутр. дел П.Дурново, и их мнение поддерживали многие представители местных властей.

Против погромов выступали многие русские  рабочие, интеллигенты, в ряде мест они участвовали в самообороне, создавали вооруженные дружины, защищавшие евреев (Ростов-на-Дону, Челябинск, Житомир, Одесса, Воронеж). В некоторых местах формировались совместные отряды из русских и евреев. Некоторые православные священники, иногда даже церк. иерархи, пытались предотвратить или остановить погромы, но, как правило, безуспешно. В Киеве Платон, епископ Чигиринский, совершал крестный ход по улицам Подола, умоляя толпу прекратить погромы, несколько  раз он даже становился на колени; к нему подошел один из погромщиков и с угрозой сказал: "И ты за жидов". В Орше протоиерей Львов, напротив, призывал толпу уничтожить "изменников".



 Погромы вызвали волну негодования, но в осн. за пределами России. Внутри страны наиболее решительными были протесты самих евреев. Резолюции революционных  партий, советов, профсоюзов носили абстрактный характер и осуждали погромы как проявление контрреволюции. Лишь некоторые либеральные политики и деятели культуры (М.Горький, Л.Андреев, П.Милюков и др.) выступили против погромов как крайнего проявления национальной и религиозной  вражды. Евр. организации России и др. стран (в первую очередь, США, Германии и Великобритании) оказали жертвам погромов помощь на общую сумму около 5,6 млн. руб. Следствием погромов 1903-06 была массовая эмиграция в США и страны Зап. Европы: только в Сев. Америку в 1906 переселилось 125 тыс. евреев, в 1907 - 115 тыс. Началась вторая алия в Эрец-Исраэль, выросла популярность сионистских партий.


 В 1906 в России произошло еще неск. погромов: в янв. - в Гомеле, в июне - в Белостоке (ок. 80 убитых), в авг. - в Седльце (ок. 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 погромы прекратились.
 С началом 1-й мировой войны русское  военное командование по инициативе нач. штаба Верховного главнокомандования ген. Н.Янушкевича стало осуществлять ряд антиеврейских мероприятий. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже (распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что они прячут в бородах телефоны для связи с немцами). Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов; многие евреи были убиты солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. В 1915-16 десятки тыс. евреев были высланы из прифронтовой полосы во внутренние районы страны.


Tags: Россия, антисемитизм, евреи, история, погром
Subscribe
Buy for 30 tokens
Примерно в 17 лет израильские ребята и девчонки получают приглашение явиться в военкомат. Оспорить его нельзя. К письму прилагаются купоны на автобус - забота о том, чтобы не пришлось добираться за свои деньги. На купонах написана дата того дня, когда их можно использовать, и если после поездки…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments